Страницы

воскресенье, 19 мая 2013 г.

Сокровища Новодевичьего монастыря.


Новодевичий монастырь.
    «Новодевичий 1-го класса необщежительный женский монастырь против Воробьевых гор на берегу Москвы - реки у Девичьего поля».Так – по-старинному. Современный адрес – Новодевичий проезд, 1. Когда - то это была окраина Москвы, дорога на Смоленск.
   История монастыря богата событиями. Главный собор посвящен чудотворной иконе Смоленской Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Первоначально икона была как дар привезена в Москву в 1398 г. дочерью великого князя литовского Витовта,великой княжной Софьей,супругой великого князя Василия Димитриевича,и поставлена в Благовещенском соборе в иконостасе близ царских врат.
   В 1456 г. польский король Казимир отправил в Москву посольство, в котором был епископ Михаил. По просьбе короля и смоленских граждан великий князь с благословения святителя Ионы возвратил икону в Смоленск, оставив с нее точную копию. Икону торжественно проводили за город, до Саввинского подворья, где отслужили молебен.
   В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович, внук Василия III Темного, возвратил Смоленск под свой скипетр. Была традиция отмечать военные победы и иные важные события сооружением церквей и монастырей. Покорение Смоленска и ежегодный крестный ход явились поводом к основанию Новодевичьего монастыря в 1524 г. и в нем собора в честь Смоленской Божией Матери на том самом месте, где служили молебен, отпуская икону. Уже через год, в 1525 г., храм готов был принять икону (то есть копию), которую перенесли из Благовещенского собора. С тех пор и поныне ежегодно в монастыре празднуется 28 июля (10 августа н. ст.) в честь этого события.
   Икона Богоматери Одигитрии Смоленская привезена из Греции в Чернигов - в 1046 г. царевной Анной Мономах, женой черниговского князя Всеволода Ярославича. Написана икона, по преданию, евангелистом Лукой. Изъятая в 30 х годах в Смоленский музей, подлинная икона значится бесследно пропавшей около 1939 г. Не исключено, что она была унесена в народ и до поры хранится среди верующих. В соборе г.Смоленска находится древняя копия с нее, взятая из стоявшей над Днепром часовни.
   Первая церковь на месте монастыря была деревянной и заложена на месте переправы по льду Василия III, возвращавшегося из вновь покоренного Смоленска с образами Смоленской Богоматери и Спаса Смоленского. Монастырь назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим» – в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле,именовавшегося Стародевичьим.





   Неоднократно монастырь был наделен несколькими дворцовыми деревнями и селами и пожалован тарханными и несудимыми грамотами – великим князем Василием III, а потом царем Иоанном IV Грозным.
   Из за того, что Грозный в припадке ярости убил старшего сына Иоанна, престол унаследовал Феодор, по мягкости характера прозванный слабоумным. После его смерти супруга его Ирина Годунова приняла постриг под именем Александры и находилась в монастыре со своим братом Борисом Годуновым, остававшимся здесь до избрания на московский престол. Иринины палаты примыкают к Амвросиевской церкви (XVI в.). Предполагается, что, когда Ирина там жила (первая русская «самодержавная» царица), над палатами возвышался деревянный терем.
    В Смутное время (конец XVI – нач. XVII в.) монастырь был разорен, не однажды переходил в руки неприятеля и служил крепостью; в 1611 г. пан Гонсевский выжег его.
    При царе Михаиле Феодоровиче монастырь был восстановлен, возобновлен, а при Алексее Михайловиче (отце Петра I) наделен вотчинами, украшен царскими вкладами и сделался царским «богомольем». С этого времени начинается его процветание.






    Собор Смоленской иконы Богоматери возведен в 1524 - 25 гг. по образцу Успенского собора Московского Кремля, но имеет много отличий. Роспись собора датируется 1526 -1530 гг. Во фресках ясно звучит тема победы и строительства Русского государства: много изображений святых воинов и русских князей. Позже стали изображать события Ветхого и Нового заветов и чудеса Смоленской иконы. Роспись сводов близка по стилю ко времени Бориса Годунова. Вероятно, ее значительно обновили как плохо сохранившуюся. И позже фрески не раз переписывались, но ведущиеся реставрационные работы мало помалу возвращают росписям их первоначальный вид. Пятиярусный иконостас исполнен в 1683 - 86 гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны мастерами Оружейной палаты. Водосвятная чаша в центре храма – 1685 г.
    Стены и башни монастыря возведены в конце XVI в. при Годунове по образцу Московского Кремля. Крепостные стены, как и кремлевские, увенчаны зубцами. По углам крепости поставлены четыре круглые башни, между ними – восемь квадратных. В XVII в. башни украшены изящными ажурными коронами.
    Большое строительство началось в 1680-х гг. при Софье. В короткий срок возведены почти все основные сооружения: трапезная палата с Успенской церковью (1685 -1687), Преображенская и Покровская надвратные церкви, колокольня, два корпуса для сестер Петра I – царевен Марии (1683-1688) и Екатерины (1687-1688), и другие сооружения, определившие облик монастыря. Все выполнено в кирпиче с применением белокаменных деталей и связано единством приемов и форм «московского барокко», благодаря чему ансамбль отличает редкая целостность. В расположении зданий тоже очевиден отчетливый план. Главные строения стоят по центральным осям: на оси восток запад – колокольня, собор, трапезная; на оси север юг – Преображенская надвратная церковь, собор, Покровская надвратная церковь.







    Но не все было столь благолепно. Для управления монастырскими вотчинами, суда и заведования сборами монастыря в нем учрежден был особый приказ, в котором при Петре I во время стрелецких бунтов производился допрос, на стенах монастыря вешали стрельцов – перед окнами кельи царевны Софьи, сестры и соперницы Петра I, заточенной им сюда в 1689 г. и постриженной в монахини в 1698 г. Здесь она в 1704 г. и скончалась.
    Известна картина И.Репина (1879 г.) с подробным названием «Царевна Софья Алексеевна» через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году»: Софья в полный рост, а за решеткой окна – повешенные стрельцы. Лицо царевны выражает гнев, отчаяние, энергию и вместе с тем бессилие что то изменить... Близкий сюжет – «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, но здесь действие происходит на Красной площади близ Кремля. Присутствует сам Петр I. Обе картины экспонируются в Третьяковской галерее.




    Новодевичий входил в полукольцо расположенных тогда за пределами города монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников), защищавших Москву с юга. В XVI - XVIII вв. это был один из самых богатых и почитаемых женских монастырей. Он был связан с царским домом и многими боярскими родами. Патриарх Никон, показывая обитель Антиохийскому патриарху Макарию и его сыну диакону Павлу, сказал, что нет в Московской земле монастыря богаче. Павел записал: «Мы дивились и изумлялись... Даже в царских церквах мы не находили таких украшений, как в этой церкви... Все монахини, которые в него поступают, – княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их – являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь».








    При начале раскола (сер. XVII в.) в монастыре недолго содержалась 30 - летняя Феодосия Морозова (род. в 1632 г., ум. в 1675 г.). На картине Сурикова закованную в цепи боярыню увозят в изгнание. Двуперстием приветствует она людей, стоящих по обе стороны санного пути...
    В 1724 г. при монастыре основан приют для подкидышей и детей женского пола (более 250 чел.), которых питомицы выписанных Петром I Брабантских монастырей обучали прядению голландских ниток и плетенью кружев. Приют этот – зародыш будущего Воспитательного дома.
    С 1764 г. монастырь зачислен в 1 - й класс.
    В 1812 г. Москву заняла наполеоновская армия. Игумения Мефодия 30 августа 1812 г. получила приказание взять ценные вещи, главную ризницу и вывезти в Вологду, то есть покинуть обитель. Остались казначея Сарра, несколько монахинь. Со 2 сентября наезжали французы, но в монастырь не могли попасть: ворота были заперты. 4 сентября поставили против ворот две пушки, приехало до 2000 солдат, вошли внутрь, по приказанию Наполеона здесь была устроена батарея. Сарра упрашивала не жечь монастыря. Есть сообщение, что Мюрат распорядился богослужения в соборе не прекращать. 25 сентября Наполеон осмотрел монастырь, но с лошади не сходил (видимо, из чрезмерной храбрости), приказал взорвать приходскую церковь около монастыря во имя Иоанна Предтечи, что и было сделано. 6 октября объявили уход, с 8 - го на 9 - е в 10 часов пополуночи засветили свечи, лепили их к деревянным строениям, иконостасам, кидали на пол, в солому. Сарра с монахинями побежали по кельям. Увидели под собором 6 ящиков патронного пороха и 6 бочонков с порохом раскупоренные, на них зажженные фитили. Потушили фитили, порох залили водой. Что загорелось от свечей, погасили. «Монахиня Сарра не ушла в 1812 г. из Новодевичьего монастыря, так как дала обет Богу жить в нем неисходно...»









    В монастыре замечательные иконы: Смоленская икона Богоматери, список 1456 г.; Иверская икона Богоматери, список 1648 г. с подлинной иконы, исполненной на Афоне; пять икон Симона Ушакова. В ризнице (трапезная Смоленского храма) – золотые кресты, много облачений, царская хоромная посуда. Особенно великолепна плащаница, шитая в 1546 г. в монастыре и принесенная в дар Смоленскому епископу Гурию. Похищенная поляками в 1612 г., отдана ими Базилианскому униатскому монастырю в Вильне, в 1820 - х гг. пожертвована монахами в Пулавский музей. В августе 1864 г. плащаницу отыскали в Клемешковском замке графов Замойских в Люблинской губернии и возвратили монастырю.
    Успенская церковь не раз подвергалась переделкам. После 1917 г. трапезную превратили в музейный склад, но церковь вновь освящена 29 декабря 1945 г. Был в ней придел ап. Иакова Алфеева – «В память избавления от взрыва» при нашествии Наполеона, позже упраздненный. Как видим, и светские, и церковные власти постоянно что - то переустраивали, убирали, перемещали...
    В соборе 4 гробницы: царевны Софьи; царицы Евдокии; царевен Евдокии и Екатерины – сестер Софьи; под алтарем храма каменная гробница Анны Иоанновны (ум. в 1550 г.), дочери Грозного; плиты князей Одоевских, Воротынских и др. В монастыре погребены также жена старшего сына Ивана Грозного Елена, Б.Хитрово, начальник Оружейной палаты, немало захоронений дворян.
    За алтарем собора палатка с крестом. Здесь покоится первая игумения монастыря схимонахиня Елена (Девочкина; умерла в 1548 г.).







    Вокруг собора и Успенской церкви покоятся А.И.Тургенев,близкий Пушкину человек,провожавший его и в Лицей, и в последний путь в Святогорский монастырь,поэт - партизан,участник войны 1812 г. Денис Давыдов;писатели Загоскин, Лажечников;археолог Уваров; отец Александра Герцена Яковлев; историк Соловьев; сын его философ Владимир Соловьев; генерал Брусилов и др.
    Монастырь закрыт был в 1922 г., в 1926 г. преобразован в Историко - бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь» – так спасали многие культовые сооружения. Последний храм закрыли весной 1929 г.
    В недавние времена Новодевичий монастырь был непременной достопримечательностью, предлагаемой иностранным туристам (второй после Кремля).











    Рядом с монастырем – знаменитое Новодевичье кладбище. В 1930 - е годы из уничтожаемых некрополей других монастырей сюда были перенесены останки некоторых выдающихся деятелей культуры. Здесь теперь великий русский писатель Н.В.Гоголь,поэты Д.В.Веневитинов,Н.М.Языков,А.С.Хомяков,славянофилы отец и сын Аксаковы,И.Левитан,А.П.Чехов.Здесь похоронена актриса Мария Ермолова, чей портрет работы В. Серова экспонируется в Третьяковской галерее, а один из московских театров носит ее имя.
    После 1917 г. похоронили здесь сына Леонида Андреева духовидца Даниила Андреева, Надежду Аллилуеву – покончившую с собой (или убитую) жену Сталина. Надгробие незаурядной работы. Сохранилась и низенькая, но массивная гранитная скамья, на коей сиживал Сталин, посещая могилу супруги.
    На могиле Михаила Булгакова – камень с надгробия Гоголя («Голгофа»). Гоголю новое правительство поставило памятник в своем «вкусе» – помпезный, мрачный. На расширенной территории упокоились Хрущев (модернистский памятник работы Неизвестного), многие советские писатели, военачальники, космонавты, артисты, вплоть до Вертинского, Шаляпина, Райкина и пр.
    В 1970 - 80 - е гг. решено было кладбище «облагообразить», многие старинные могилы и даже часовни были уничтожены, на их месте разбили безликие нелепые газоны, расставили пушечки... С 1977 г. не было свободного посещения кладбища, в 1990 г. вход стал платным и, главным образом, для «организованных экскурсий».








    Монастырь приходил в упадок, требовалась реставрация, и к 1990 - м годам работы продвинулись значительно. Вероятно, благодаря «туристичности» «объекта», ибо иностранцам принято было демонстрировать «только лучшее»...
    Большая часть монастыря занята музеем.Здесь – отделы оружия,древнерусской живописи,реставрации,часть отдела дерева и керамики (изразцы),научно - просветительский отдел.
    В Новодевичьем монастыре жил знаменитый реставратор П. Д. Барановский (умер в 1984 г.).Выдающийся профессионал,эрудит и самоотверженный человек, буквально жизни своей не щадивший в борьбе за сохранение всего,что дорого в отечественной истории,спас многие церкви,отстоял,в частности,обреченный на снос храм Василия Блаженного,что на Красной площади.
    К 1917 г. в монастыре было 7 храмов с 13 престолами.К 1990 г. действовали 2 храма с 4 престолами; 4 храма с 7 престолами постепенно передаются верующим.
    Церковь Николая Чудотворца, устроенная в 1752 г.,была передвижной,ее престол не был укреплен в земле,мог быть снял и перенесен для совершения службы в другое место. После 1812 г. не упоминается – вероятно,была упразднена.Вновь появилась после обновления монастыря в 1899 г.Вход в нее был, видимо, извне монастыря.Ныне – никаких следов.
    Над тремя арками северных ворот, главным входом в монастырь, высится Преображенская церковь – самое ликующе - праздничное сооружение комплекса. Удлиненные пропорции четверика подчеркнуты сдвоенными колонками; пышные наличники, одинаковые во всех трех этажах, закрывают плоскость стен белокаменным декором; необычно крупные раковины закомар, усложненное пятиглавие – во всем этом ощущается кульминация стиля «московское барокко».
    К церкви примыкает Лопухинский корпус, где с 1727 по 1731 г. жила царица Евдокия – монахиня Елена. Наличники окон корпуса, однотипные наличникам церкви, сплошной лентой тянутся по всему фасаду. Семиярусный резной иконостас храма выполнен в 1687 г. мастерами Оружейной палаты. Внутри, кроме иконостаса, обращает на себя внимание большое серебряное паникадило, а также малое серебряное паникадило в притворе. В левом углу притвора – великолепная изразцовая печь последней трети XVII в. Из Лопухинских палат в храм ведет вновь построенный парадный вход с деревянной резной лестницей. Реставрационные работы в храме велись тщательно, оттого он прекрасно выглядит и снаружи, и внутри.








    Церковь Покрова Богородицы над южными воротами построена в 1683 - 1688 гг. Декор более скромный, хотя план тот же, что у Преображенской. Завершение иное: каждый из трех объемов увенчан своим куполом. Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (1690 г., работы Кирилла Упанова). С востока к церкви примыкают палаты, где, по преданию, жила царевна Софья. Ныне ворота затворены, храм отремонтирован, но хода внутрь посетителям нет: там находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы ГИМ.
    Колокольня построена в 1690 г. Шестиярусная башня ее увенчана луковичной главой, высота 72 м (высота Ивана Великого – 81 м), что утверждает ее господство над округой. 3 - й и 5 - й ярусы открыты для колоколов. Восьмерики всех ярусов (кроме барабана купола) окружены галереями с белокаменными балюстрадами, ребра подчеркнуты белокаменными колоннами. В обрамлении окон и арок варьируется мотив наличника Преображенской церкви и Лопухинского корпуса, что обеспечивает неповторимое единство ансамбля.
    В 1920 - х гг. в замолкшей звоннице получил мастерскую художник Вл. Татлин, запускавший с нее изобретенный им летательный аппарат «Летатлин»...
    Колокольню реставрировали в 1979 - 1981 и 1990 гг. Хода внутрь посетителям нет. На колокольне – несколько старинных колоколов: малый зазвонный, литой при Иване Грозном в 1551 г.; данный князем Воротынским в 1628 г.; данный матерью царя Михаила инокиней Марфой в 1630 г.; с латинской надписью 1673 г.; литой в Москве при царе Алексее Михайловиче в 1651 г. Несколько колоколов снято и выставлено для обозрения перед западной папертью Смоленского собора, который является собственностью музея. Здесь проходят интересные выставки.
    Когда монастырь был возобновлен, возглавила Новодевичью обитель принявшая постриг под именем Серафимы представительница знаменитого рода Чичаговых, внучка новомученика Серафима, химик, доктор наук. Всего за несколько лет монастырская жизнь была налажена, кельи заселены (более 40 монахинь). Умерла игумения Серафима осенью 1999 г. и с высокими почестями похоронена близ Успенской церкви.










    Монастырь живет своей жизнью. В Успенской церкви постоянно происходят богослужения. Тот, кто хочет познакомиться с православной службой, с обрядами, которые отличаются особой красотой, кто хочет послушать несравненные церковные песнопения, могут посетить монастырь не только как богатейший музей, имея в виду, что разные службы (заутреня, литургия, вечерня, всенощная) происходят в разное время, начиная с 7 - 8 часов утра. Особенно торжественны и великолепны богослужения на Рождество Христово и Пасху.

Комментариев нет:

Отправить комментарий